Пассажиры рейсового автобуса Таллинн-Рига-Вильнюс в ночь на 14 марта с.г. стали участниками чудовищного шок-шоу. Сценарий realityshow таков: пьяные бандиты устраивают шмон багажа, нападают на водителей и устраивают кровавый мордобой. Целый час между жизнью и смертью. Водители продолжают тупо гнать автобус к границе. Превратится ли двухэтажный сухопутный лайнер в 28-местный гроб? Пассажиру злополучного рейса, рижанину Игорю Кукушкину достается кошмарная "метка" от пьяных "пиратов": перелом носа, сотрясение мозга, повреждение лицевого нерва (слева) и множественные гематомы (засвидетельствовано врачами - Авт.). Утром, в Вильнюсе, один из водителей почерневшему, опухшему от ударов Кукушкину выражает "сочувствие": "Не повезло. Но в жизни всякое бывает". На большее ни его, ни хозяев автобусной компании TOKS, выпускающей свои бусы в международные рейсы с декабря 1996 года, не хватило. Ах, да, письменное сожаление по поводу "неудобств (!) и полученных увечий во время рейса" и благодарность "за проявленную во время поездки смелость".
Заложниками экстремального рейса стали 26 пассажиров, в основном жители Литвы. Игорь же пострадал больше всех, состояние здоровья вызывает большую тревогу: в первое время мучили приступы тошноты и рвоты, головокружение, тяжесть в голове, полуобморочное состояние, быстрые утомляемость, раздражительность, нарушение сна, нервозность и общая слабость. Позже снизились внимание и способность концентрироваться. Каждое слово отдается сильными болями в голове и в области носа, нарушена мимика левой части лица. Последствия нанесенных травм могут сказаться самым трагическим образом, но, как показывает неврологическая практика, не сразу. Не исключена экстренная госпитализация. Профессиональный английский переводчик высокого класса лишен возможности зарабатывать себе на хлеб. В семь латов обошлась кровавая поездка в Вильнюс. Счет материальных и моральных потерь Кукушкина до сих пор не закрыт. Избивших его отморозков в ту же ночь повязала бауская полиция, уголовное дело без проволочек открыто. Но - бандиты не должны были ехать в автобусе по определению. Случись нападение на улице, никто и не сомневался бы: виновны нападавшие. Но... кровавая разборка произошла на территории фирмы-перевозчика: купленный у нее билет - это одновременно и временный контракт между компанией и пассажиром, согласно которому перевозчик обязан доставить пассажира, обеспечив безопасность и комфорт.
Переводчик-профи обладает удвоенной интуицией: по интонации, дикции можно определить психосостояние визави, особенно - неадекватное, вызванное перебором в алкоголе и наркоте. Двое пассажиров из Риги, севшие за спиной Игоря, не могли не вызвать подозрений. Непьющий человек обостренно чувствует алкогольные пары. Кукушкин - из этой категории. Облако алкогольных паров, исходящее сзади, накрыло в первые же минуты. (Позже водители автобуса свидетельствовали: пасажиры, устроившие на борту террор, поднялись на борт трезвыми).
Правила перевоза пассажиров и багажа дорожным транспортом. Утверждено указом Министерства сообщений Литовской республики Nr. 130 от 15.04.97.
--
Посадка, перевоз, высадка пассажиров.
7.4. Запрещается перевозить нетрезвых пассажиров, ...курящих в салоне, нарушающих спокойствие пассажиров. Экипаж ...имеет право высадить таких пассажиров на ближайшей остановке любого типа.
По словам Игоря, не надо быть физиогномистом, чтобы определить с первого взгляда (и вдоха): попутчики сильно пьяны, один еле шевелил языком (по данным полиции, оба - жители Латвии). "Я рефлекторно проверил карманы и дорожную сумку: плохое предчувствие заставило это сделать", - вспоминает Игорь. Минут через 15 после того, как автобус тронулся, за спиной Кукушкина раздался мужской голос. Седой мужчина, продвигаясь по проходу, с выраженным эстонским акцентом попросил пассажиров проверить свои сумки: пользуясь слабым освещением в салоне (начало четвертого утра), кто-то прогулялся по вещам. В это время один из хулиганов что-то мычал под нос, второй, черноволосый, с челкой, изображал состояние глубокого сна. Литовская студентка, ехавшая из Таллинна, обнаружила пропажу: из сумочки исчезли мобильник и бумажник с кредитками. У нее началась истерика. Пассажиры потребовали у одного из подозрительных типов предъявить содержимое карманов. На шум заглянул один из водителей: просунул в проем голову, оценил обстановку и бросил: "Зайдем в Гренцтале и там его сдадим! Или в Бауске". Пропажа нашлась: кто-то связался по мобильнику с Литвой, и оттуда уже позвонили девушке на ее номер. Пропавший телефон зазвенел в кармане куртки бритоголового, что сидел за Кукушкиным. Пассажиры принялись будить второго, тот моментально въехал в ситуацию. Используя жестикуляцию уголовников и итальянских рагацци, тот вспомнил трудное детство, раздирая на себе майку: нету у меня ничего! Хитрец был трезвее своего кореша, понты кидал умело, попутно задев двух девушек-литовок. Мужжчины в происходящее не вмешивались. "Худой мир лучше хорошей войны", - объяснил Кукушкин "МК". Обстановка накалилась, когда в ногах у второго кореша нашли рассыпавшуюся мелочь. Подозреваемый тут же обвинил в краже бдительного эстонца и стал угрожать тому физически.
-- Молчать уже было нельзя: пассажиры подавлены, эти двое явно хотели перехватить инициативу и начать погонять. Я спокойно попросил их успокоиться. В ответ - попытка вклеить меня в разговор, вывести на свою сторону, чтобы впоследствии манипулировать. Один успокоился, но тут пришел в себя здоровяк. Угрожали мне уже вдвоем: сейчас всех на куски порвем, тебя - первым. Пригрозили вызвать по телефону братву. Подавленные пассажиры притихли. Я сказал: вас никто не боится. На самом деле, в автобусе ехали в основном женщины, мужчин было мало, пожилые и совсем юные студенты.
Один из терроризировавших весь второй этаж ушел в туалет, второй спустился следом. Неожиданная остановка: слава Богу, вздохнули пассажиры, хулиганов высадили. Оказалось, вышла одна женщина. Автобус тронулся, и вдруг - резкий удар по тормозам. Пассажиры падали кто в проход, кто на сиденья. Кошмарный "аттракцион" повторился несколько раз, внизу закричала женщина : "Помогите!" Кукушкин испугался: вдруг у тех двоих - нож? Схватка с отморозками в планы Игоря не входила. Переводчик - мирная профессия, в ней бицепсами не играют. Правда, Кукушкин, не гнушавшийся и трудом физическим, кое-какую мышечную массу набрал в молодости на лесоповале, позже - в вентспилсском порту. Пригодилось. Чего греха таить, гладиатором в бой Кукушкин не бросился. Да и не обязан был. Собравшись с духом, спустился вниз. Плакала литовка, сильно ударившаяся о ручку головой во время очередного резкого удара по тормозам (по понятиям администрации TOKSа, водители обеспечили безопасную езду - вместо того чтобы вызвать полицию!). Последний удар по тормозам - и пассажиры кубарем валятся на пол. Возле водительского салона - темно, крики: надо помочь водителю! Подойдя ближе, Кукушкин увидел: один водила за рулем, второй держит давешнего хулигана, заломив руку. Лицо второго водителя в крови. Судя по всему, хулиганы пытались остановить автобус, чтобы выскочить и смыться. Все это время водители, не снижая скорость, гнали вперед. Одно бы неверное движение от удара бандита - и...
-- Водитель буквально всучил мне парня с заломленной рукой, я попросил чем-то его связать. Тот сунул мне ремень - слишком жесткий для связывания. Держал я его долго: либо он был слишком пьян, либо сил после схватки с водителем не осталось. А тут водитель отпустил руку, сказав мне: держи! И занялся своим лицом. Проход узкий, на помощь ко мне не подойти. Я смотрю на мальчишек в проходе, они - на меня. В это время из туалета появился второй. Несколько раз перед этим он сказал, что попадался на кражах. Я оказался между водителями и этими двоими. Здоровяк с безумными глазами дважды ударил меня по-уголовному - черепом в нос, хлынула кровь. Второй тащил меня за волосы и пинал ногами. За происходящим молча наблюдал солидной внешности мужчина. Крики женщин, просивших помощи, и мордобой его не волновали: главное, чтобы автобус доехал по расписанию. Это напоминало театр маразма. Сил уже не было. Плохо помню, как доехали до границы. Бауские полицейские подошли к автобусу не спеша, в развалочку: ну, что здесь? Сотрудница "скорой" плаксивым голосом, словно это не меня избили, а ее, ойкнула. Попросил что-нибудь противоотечное. Ой, говорит, это дорого, нету! И смазала вату перекисью водорода. Часа два ушло на показания пассажиров. Автобус в Вильнюс прибыл с опозданием. Встречавшая меня невеста Наташа была в шоке от моего вида.
К крайнему разочарованию администрации компании "TOKS", услугами которой Игорь пользуется несколько лет, он оказался дотошным и принципиальным пассажиром. Сотрудничая много лет с с крупными топ-компаниями (Samsung, Sony и пр.), он знает толк в этике цивилизованной деловой ипереписки и в этике ведения бизнеса: она исключает безнравственность и беспорядочность, уверен Кукушкин. Официальные ответы администрации TOKSа и Литовской Национальной ассоциации перевозчиков LINAVA - просто вульгарные отписки. Протокольные "сожаления по поводу инцидента" и ссылка на "истинных виновных в случившемся" (пьяных бандитов) - для Кукушкина, получившего тяжелейшие травмы, - что мертвому припарка. Перевозчики Литвы, включая TOKS и LINAVA, дружной семьей сплотились против надоедливого рижанина. Пять тысяч латов согласен в качестве компенсации принять Кукушкин от фирмы, чьи водители, нарушив букву закона и приняв на борт пьяных пассажиров, подвергли риску жизни 26 пассажиров. Пять тысяч - за испорченную одежду, залитую кровью, потерю здоровья и работоспособности на неопределенный срок, моральный ущерб и возможные осложнения со здоровьем в будущем.
Водители-капитаны корабля повышенной опасности, двухэтажного автобуса, "не несут ответственности (!) за нарушения общественного порядка в автобусе во время следования" (из письменного ответа гендиректора TOKSа Индрашюса Кукушкину). Там же: "Когда в салоне автобуса была совершена кража, водители приняли самое лучшее... решение - следовать до ближайшего полицейского участка, который им был известен, и поручить выяснить все обстоятельства полицейским, а не выпустили подозреваемых... с автобуса, этим не защищая интересы пострадавших лиц". Да будет известно господину гендиректору, отвечающему за жизнь и безопасность своих клиентов-пассажиров: по телефону 112 из любой точки Балтии можно вызвать все экстренные службы. Пару лет назад, попав в автоаварию на трассе Вильнюс-Паневежис, испытала эффективность этой службы: спустя несколько минут нас нашли дорожные полицейские. В Латвии - та же система. Далее Индрашюс, ничтоже сумняшеся, пишет: "Из объяснений водителей можно делать вывод: они не имели возможности вызвать полицию, так как не имели средств для этого". Водители и не думали звонить, полицию вызвал кто-то из пассажиров по своему мобильнику. Но... "МК", прошедшая вслед за Кукушкиным почти по всем коридорам бюрократического истеблишмента Литовского государства, выдавшего компании TOKS лицензию, от Индрашюса услышала следующее:
-- Мобильники у водителей были (так были или нет? - авт.). Я не могу открутить время назад и набрать 112. Отказаться везти выпившего - это дискриминация. Рейс и так задержался, опоздавшие на самолет нам этого не простили. Водители приняли такое решение, и все. Кукушкин слишком много запросил: я не кооператив, из своего кармана не могу выложить 5000 латов. Суд определяет степень нашей вины. А если вас побьют в магазине, вы с кого компенсацию потребуете?
В таких тонах оценил ситуацию гендиректор фирмы-перевозчика, уверенный: водители жизнью пассажиров не рисковали. Ну не признает он вину водителей, продолжающих работать там же: очень, говорит, опытные профессионалы. А дискриминировать пьяных нельзя, и все тут. Любой из нас может стать заложником какого-нибудь отморозка на борту международного рейса - Индрашюсу по барабану. "Вы утверждаете, что водители не рисковали жизнью пассажиров?" - "Не рисковали". Коллега из литовской газеты "Республика" Аурелия Арлаускене общалась с Индрашюсом "живьем". (К слову, Аурелия припомнила опыт эстонцев: там с пьяными на борту не чикаются, за шкирку выводят, до начала рейса). Индрашюс, оказывается, не прочь, по предложению коллеги, дать Кукушкину льготный проезд на его автобусах. Трогательно. До слез. Накануне я общалась (по телефону же) с начальником отдела пассажирского транспорта LINAVA Евгением Столовицким, в числе прочих чиновников вежливо "отбрившим" Кукушкина во время личных встреч в Вильнюсе. В ответ на письмо Кукушкина Ассоциация отписала следующее: "Устав ... ассоциации не предусматривает мер воздействия в отношении своих членов за исключением случаев несоблюдения ими обязательств в отношении самой ассоциации". Ну, значит, спасение пассажиров - дело самих пассажиров, главное - чтобы в Семье все было в порядке. В разговоре с "МК" Столовицкий договорился до того, что "бандитский вид" пьяных пассажиров - это, дескать, субъектиная оценка Кукушкина, человека слишком эмоционального (окажись Кукушкин трупом, его попытки себя защитить были бы несколько сдержаннее). Далее г-н Столовицкий сказал:
-- Никто в автобусе не будет стоять с алкатестером. Кто знал, что это бандиты? Никто. Надеюсь, Кукушкин тоже не был в курсе? А может - был?
-- Ну, знаете, этак вы дойдете до того, что Кукушкин вообще был с ними заодно...
-- Не возьми водитель их на борт, они написали бы такие же красноречивые жалобы, как Кукушкин, и вы защищали бы двух пассажиров, пострадавших от дискриминации. Водители продолжали путь, потому что пассажиры хотели вовремя прибыть в Вильнюс. В ассоциации обсуждали драматический рейс, водители объяснили: они хотели повернуть в Ригу, но там такое интенсивное движение, трудно добраться до полиции.
Слушайте, господа, вы бы определились: то у водителей якобы мобильников не было, то в три часа ночи в Риге час пик, на дорогах не развернуться. Это уж слишком. Ну хоть на словах выражаете дежурное сочувствие заложнику вашего сервиса. Г-н Индрашюс даже выразил "МК" по телефону недоумение: почему, дескать, Кукушкин всех чиновников в Вильнюсе обошел, а к нам не заглянул. Завотделом пассажирских перевозок дорожной Госинспекции Литвы Роландас Мазиляускас, в телефонном разговоре с "МК" попытался съязвить:
-- А у вас в Латвии разве есть охрана на международных автобусных рейсах?
Комментировать "МК" инцидент с Кукушкины чиновник отказался (кстати, с Аурелией он и разговаривать не хотел), сказав лишь: есть бизнес, компания должна заботиться, чтобы ее услуги пользовались спросом. Ну, сделали в TOKSе антирекламу себе. Да, у водителей была масса вариантов, как поступить, считает Мазиляускас, вот такое им пришло в голову. Разве может министерство отвечать за мысли каждого водителя? Интересно, как насчет чувства безопасности в международных рейсах у самого чиновника? "А в каждом автобусе есть всякие люди..." - снова уходит в сторону собеседник. А с чего ему, собственно, волноваться? В конце концов, Кукушкин - здесь, в Латвии, TOKS вместе с прикрывающими его чиновниками и ассоциацией, - там, в Литве. Пускай дергается, подает в суд, если хватит сил и денег. Так ведь? Это мы, типа, вошли в цивилизованное пространство ЕС, где, судя по всему, нет закона о защите прав пассажира, путешествующего по дорогам Европы.
-- Зачем так далеко искать? Брюссель ни при чем: надо выполнять национальные законы. Именно по вине водителей создалась ситуация, когда пассажир Кукушкин, оказавшись между двух огней, вынужден был обороняться от бандитов, еще и защищая самих водителей. Действия экипажа противоречат всем установленным правилам: водители не выполнили свои обязанности - не высадили пьяных с борта сразу. Их долг - отблагодарить пострадавшего, в том числе материально, а они - в сторону: наша хата с края. Что до Индрашюса и его компании: в Литве так же много безработных, как и в Латвии...
Это сказал "МК" Пятрас Микалонис, главный специалист департамента дорог и дорожного транспорта Минсообщения Литвы. К слову, единственный чиновник, адекватно реагирующий на попытки Кукушкина отстоять свои права. Нет, были еще двое - первый и второй секретари литовского посольства в Латвии, А.Кошубене и С.Шатунас, по-человечески, доброжелательно встретившие Кукушкина и оказавшие посильную помощь. Были совсем юные литовские студенты, поддержавшие Кукушкина в злополучном рейсе. Один из них, Арунас Чулада, отделался легкими синяками и ссадинами. Министерство, по словам Микалониса, свою работу выполнило, утвердив правила, спрашивать с перевозчика-нарушителя - не в его компетенции. В чьей же? Если компания откажет в компенсации - надежда только на суд.
Начальник информационной службы г.Бауска Инга Лейтане сообщила "МК": пока уголовное дело находится, по запросу литовских коллег, в Вильнюсе, подробности не обсуждаются. Литовская часть процедуры может затянуться до середины июля. Игорь Кукушкин переживает не самые лучшие времена, но сдаваться не намерен. Его консультируют грамотные юристы. Не менее грамотные адвокаты наверняка ждут своего часа и в компании TOKS, готовя защиту своего патрона. Время покажет, из плотной ли ткани сделана повязка на глазах литовской Фемиды. А двухэтажные лайнеры с надписью TOKS на борту рассекают дороги Европы. Что там на уме у их капитанов - водителей? За это литовское государство ответственности не несет (см. выше).
Тем, кто воспринял эту историю лишь как личное горе Кукушкина, приношу извинения за напрасно потраченное на эти страницы время.